Официальный Интернет-ресурс Акимата города Костанай
Статистика блога
148
Записей
2213
Обращений
81912
Посетителей
Областные Управления
(финансируемые из местного бюджета)

История города

О городе

Костанай (каз. Қостанай; с 1878 до 1905 года Николаевск, до 17 июня 1997 года Кустана́й) — город в Казахстане, административный центр Костанайской области. 17 июня 1997 года Указом Президента Казахстана транскрипция названия города Кустанай на русском языке была изменена на город Костанай, а Кустанайской области — на Костанайскую область.

Современное официальное название города — Костанай. Город расположен в степной зоне на севере Тургайского плато на реке Тобол, в 571 км к северо-западу от Астаны (по трассе 770 км).

Часовой пояс

Астрономическое время с 2004 года Костанайской области стало использоваться время Астаны, которое соответствует часовому поясу UTC+6 по международному стандарту времени, что отличается от поясного времени на + 2 часа (астрономический полдень в Костанае в среднем наступает в 13.46)

Климат

Резко континентальный, с жарким сухим летом и холодной малоснежной зимой. Средняя температура июля: +20,9 °C (Максимальная +42,5 С), января: −14,5 °C (Минимальная −49,7 С); характерны резкие перепады температур в течение дня; средняя скорость ветра — 3,2 м/с, преимущественно южного направления — зимой, и северного направления — летом. Осадки в среднем в год: 300—350 мм, максимум осадков приходится на летний период. Среднегодовая влажность воздуха — 71 %. Вегетационный период около 170 суток.

Транспорт

Международный аэропорт. Авиарейсы с 11 июля 2010 года осуществляют авиакомпании — национальные перевозчики «Эйр Астана», «SCAT», «Irtysh Air», а также «Трансаэро» (Российская Федерация), «Белавиа» (Белоруссия), Hamburg International Luftverk (Германия). Воздушным путём из Костаная можно добраться во многие крупные города  стран СНГ и ближнего зарубежья,   а также во все казахстанские города.

Железнодорожный вокзал. Перевозки осуществляются в Астану, Алматы, Караганду, Аркалык, а также в Москву и Санкт-Петербург. Также курсируют пригородные поезда в Новоишимскую, Житикару, Троицк. В 90 км от города — крупная железнодорожная развязка — станция Тобол.

Автовокзал. Перевозки осуществляются по огромному числу как областных, республиканских, так и международных линий. В городе действует большое количество автобусных маршрутов.

Учебные заведения

Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова

Костанайский государственный педагогический институт

Костанайский социально-технический университет им. академика З. Алдамжар

Костанайский инженерно-педагогический университет им. М. Дулатова

Костанайская академия Министерства внутренних дел Республики Казахстан

Костанайский филиал Челябинского Государственного Университета

Костанайский социально-технический колледж

Костанайский колледж автомобильного транспорта

Костанайский медицинский колледж

Костанайский педагогический колледж

Костанайский политехнический колледж

Костанайский строительный колледж

Костанайский гуманитарный колледж

Костанайский экономический колледж Казпотребсоюза

Костанайский индустриально-педагогический колледж

Костанайский колледж социального образования

Достопримечательности

Площадь А. Байтурсынова с памятником А. Байтурсынову

Площадь Первоцелиников с одноимённым скульптурным ансамблем

Памятник Амангельды Иманову

Памятник А. С. Пушкину

Краеведческий музей

Музей Алтынсарина

Бюст И. Алтынсарину

Бюст  Л. Тарану

Дом купца Лорец

Главная мечеть им. Марала Ишана

Константино-Еленинский  Собор города Костаная Уральской Епархии Русской  Православной  Церкви

Парк победы: Мемориал памяти жертв Великой Отечественной Войны

Памятник В. И. Ленину (Ульянову)

Памятник жертвам репрессий;

Памятник жертвам локальных конфликтов

Памятник жертвам радиационных катастроф

«Расстрельная стена» у которой колчаковцы расстреливали красноармейцев Бюст Дважды Герою Советского Союза И. Ф. Павлову

Бюст Дважды Герою Советского Союза Л. И. Беда

СМИ

Сегодняшняя газета «Қостанай таңы» впервые начала издаваться 25 июня 1922 года под названием «Ауыл». С 1991 года издается как «Қостанай таңы» с выпуском в неделю три раза тиражом – 11050 экземпляров. Общим тиражом свыше 82 000 экземпляров в неделю выходит региональное общественно-политическое издание газета «Костанайские новости», 2 раза в неделю газета областного центра «Наш Костанай», «КостанайАгро», газета «Наша газета». Электронные СМИ: местные — государственное телевидение Казахстан-Костанай, телерадиокомпания «Алау», республиканские — «1 канал — Евразия», «31 канал», «КТК», «НТК», «Казахстан», «Хабар», «Ел арна», «Астана», «7 канал», а также кабельные операторы: Алма-тв. Помимо местных радиостанций «Алау» и радио «КН» вещают 4 республиканских радиоканала (Авторадио-Казахстан, Тенгри-FM, NS, Ретро FM, Русское радио).

История. Костанай – благодатная земля

Костанай – древнее название. Костанай в планах губернаторского руководства Оренбургской и Тургайской областей в 1870 году значился как город Урдабай (Ордабай), в 1879 стал поселением Кустанай (Костанай), в 1893 – городом Ново-Николаевском, в 1895 получил прежнее название Кустанай, с 1997 года, согласно казахской транскрипции – Костанай.

Название города надо искать в глубине веков. Оно неразрывно связано с  историей родной земли. Когда путники двигались по трудным дорогам от Торгая до Урала, пролегавшим в безводных степях, они всегда останавливались в Кайгы. В своей книге «Поющие купола»  писатель Акселеу Сейдимбеков отмечал: «Прежде всего, приходит на память имя легендарного правдоискателя Асана-кайгы. Тана, старшая жена Асана-кайгы,  покоится на вершине Улытау в восточной части Торгая. Ее могильный памятник любовно зовут в народе «Ак мешит» (Белая мечеть). До сих пор помнят аксакалы легенду о двух сестрах-близнецах – Тана и Танай. В их честь и был создан в свое время топоним Костанай».

Ауыл Кайгы находится в Наурзумском районе. Местные жители утверждают, что там в че­тырнадцатом веке жил Асан Кайгы, – что в переводе на русский звучит как Асан печальный. Этот философ степи, мудрец и путешест­венник, объехал на свеем верблюде чуть ли не весь Казахстан. Все искал землю счастья. Остановился в Наурзуме, увидев прекрасное место, богатые пастбища, уда­рил оземь посохом, и забил ключ, потекла речка Кайгы. До сих пор ценят в тех мес­тах воду. Жену Аса­на, как говорит мол­ва, звали Тана. Отсюда и название города Костаная. Это не исторический факт. Но как всякое сказание, и это несет в себе мудрость народа, мечту о лучшей жизни. В нем – связь вре­мен. Легенда передается из поколения в поколение. И до сих пор нарекают дево­чек именем Тана.

По данным дореволюционных казахских историков, Асан-кайгы был одним из самых влиятельных сановников хана Золотой орды Улуг-Мухамеда. В последние годы он был советником Улуг Мухамеда, ставшего правителем Казани, и вновь вернулся в Дешти-Кипчак после смерти своего покровителя. Поэт умер глубоким стариком на земле Сары-Арки – в горах Улытау.

В легенде о легендарном сыне Асана и Таны Абат батыре речь идет о горах Жыланды и Кызбел. Они находятся на территории нынешнего Наурзумского района Костанайской области. Недалеко отсюда раположена и аул Кайгы. Кайгы – прозвище Асана-печального. Рядом находится  местность Абат басы. На казахском языке она означает начало Абата  или дословно: голова Абата.

Рассказ об Абат батыре был опубликован в книге «Олген казан»(«Умерший котел»), (Алматы: изд «Жалын», 1985 г, составитель кандидат филологических наук Кобей Сейдаханов). В этой легенде рассказчик доказывает, что Абат никого не боится, никого не ревнует, ни на кого не обижается. Этот сюжет – продолжение философских идей его отца – Асана-кайгы.

Асан-Кайгы – Асан-Печальный,

Доверив нару путь судьбы,

Который год в дороге дальней!

И не упомнить, может быть.

О, степь кыпчакская, приволье,

Какой простор долин и рек!

А сердце полнится той болью,

Что не изменится в век.

Там пики гор твоих высоких,

Здесь край в ковыльной седине –

На юге, западе, востоке

Ни мира нет, ни счастья нет.

Твоих детей в полон уводят,

Селенья грабят, топчут, жгут –

Все сносит, будто в половодье,

И сеет смерть, как  страшный джут,

Теперь ты знаешь изначально –

Всю степь прошли твои пути,

Асан-Кайгы – Асан-Печальный,

Земли счастливой не найти.

И где гора Кызбел поднялась,

Ударил посохом Асан –

Там побежала людям в радость

Река сквозь тающий туман…

Земля священная, Невзгоды:

С какой ни шли бы стороны,

Твоя душа – душа народа

Хранит преданья старины.

Той речки нет давно  в помине

И как те дни не далеки.

В полях пшеничных на равнине

Раскинулся аул Кайгы.

За кумысом, за дастарханом –

Да не скудеет век рука! –

Вам здесь расскажут про Асана

И землю ту, что он искал.

Что сын его – заступник сирых

Здесь отдыхает. Вон гора

Абат басы. Абат батыра

За дымкой видится с утра.

А сколько девушек красивых

В степях приветливых моих

Назвали именем счастливым

В честь прародительницы их.

Где я все свои  годы прожил,

Там аксакалы говорят,

Что парой дорогих сережек

Назвали девочек близнят.

И завершая нить рассказа,

Напомню, кос: Тана –Танай.

Наверно, им он и обязан

Своим названьем: Костанай

Эта поэтическая версия изложена на русском языке в переводе  Евгения Букина.

Известный ученый Ануар Дербисалин в книге «Ибрай Алтынсарин» пишет: «Предки Ибрая Алтынсарина начинают свою ветвь с рода Алтыбас племени кыпчаков. В документах, написанных на русском языке, касающихся Балкожы встречается и название Узун кыпчак. Здесь в обоих вариантах ошибок нет. Узун – начальное звено Алтыбаса. Общая таблица такова: От Кыпчака  продолжение потомков – Бултын, Узун, Торы, Колденен и Карабалык.  От Узуна Алтыбас, Алтыс. От Алтыбаса Караман, Кармас. От Карамана Тиней. От Тинея Жанболды, Кундыз. От Кундыза Кобек. От Кобека Ажигул. От Ажигула Жанак. От Жанака Тастемир. От Тастемира Жанбиршы. От Жанбиршы Канкожа, Балкожа. От Балкожы  Алтынсары, Кошан. От Алтынсары Ибрай. От Кошана Оспан, Омар. (Алматы: изд. «Арда», 2005 г, 10 стр.)

Он в этой книге указывает, что Балкожа родился приблизительно в 80-ые годы ХҮІІІ века, скончался весной 1859 года, когда ему было 70 лет. Балгожа перед смертью  оставляет завещание, чтобы его похоронили около зимовья, на правом берегу Тобола, на возвышенной местности. По словам А.Дербисалина, Ибрай до первых дней июля (1859) закончил надмогильное сооружение дедушки. Согласно казахской традиции Ибрая Алтынсарина  со всеми почестями похоронили на этом кладбище, которую в народе называли Актам (Белая могила)  Эта местность в честь Ибрая  названа Инспекторским озером.

Журналист Куаныш Орманов в книге «Алтын дала» (Казинпресс, 2006 г, 66 стр.) приводит и такую версию: «Издревле на берегу Тобола жили потомки рода Алтыбас племени Узун Кыпчак. Одним из правителей его был Тиней – третий сын Алтыбаса. У Алтыбаса было пятеро сыновей: Табын,Тиней, Кармыс и Хафизолла. В свою очередь, у этого Тинея были три сына: Сатай, Санай и Кундыз. Кундыз был пра-пра-прадедом Ибрая Алтынсарина (Тиней – Кундыз – Кобек – Тастемир – Жанбыршы – Балкожа – Алтынсары – Ибрай).  А старшие сыновья Тинея – Сатай и Санай были известными во всей округе батырами, защищавшими родной край. По преданию, им, братьям, и принадлежала эта земля. В народе с тех пор говорят: земля двух батыров, земля двух братьев – Тинеев.  Звучит так: земля кос (т.е. двух по-казахски) Тинеев. Со временем, говорят, кос Тиней превратилось в Костанай. Тоже похоже на правду, так ведь?» Автор не упоминает имена предков Алтынсарина между Кобеком и Тастемиром. Но, бесспорно, что Костанай был поселением кипчаков.

Народная писательница Казахстана Мариям Хакимжанова  в одной из поездок однажды указала на здание Народного банка, и сказала, что на этом месте раньше было кладбище, где покоятся две девушки-близнецы. Первые переселенцы именно в этом месте застали бабушку, которая оплакивала рано ушедших из жизни своих внучат. Когда ее спросили: «как называется эта местность?», она плакала горькими слезами, и повторяла слова: «Қос танам-ай!» Через некоторое время рядом с  могилой была построена Белая мечеть. Не следует забывать, что казахи своих детей любовно называли жеребенком, ягненком, верблюжонком, и. т.д.

Тана – украшение, которое обычно носят девочки на камзолах, чтобы не сглазили ребенка. Нельзя отрицать, что бабушки могут называть своих любимцев и этим словом.

Поэты Фариза Унгарсынова и Серик Тургунбеков построили свой поэтические произведения, посвященные Костанайской земле, именно на этих версиях.

«Каждый раз приезжая в город, я рад,

Запомнил народ имена двух девчат» – писал Серик Тургунбеков.

Если верить поэтическому чутью, то среди народа  больше распространена именно эта версия о двух близнецах-девчатах.

________________

Ақылбек Шаяхмет


Отправить письмом
E-mail