Blog Stats
196
Entries
2744
Appeals
131813
Visitors
Regional Office
(financed from the local budget)
Областные управления и департаменты
(финансируемые из республиканского бюджета)

The history of the city

About the city

Kostanay (KAZ. Kostanay; from 1878 to 1905, Nikolaevsk, 17 June 1997) is a city in Kazakhstan, administrative center of Kostanay region. June 17, 1997 by the decree of the President of Kazakhstan the transcription of the name of the city of Kustanai in Russian was changed to the city of Kostanai and Kostanai region — Kostanay region.

The contemporary official name of the city Kostanay. The city is located in the steppe zone in the North of the Turgai plateau on the river Tobol, 571 km North-West from Astana (on highway 770 km).

Time zone

Astronomical time since 2004 in Kostanay region was used Astana time that matches the time zone UTC+6 according to the international standard of time that is different from the standard time is + 2 hours (solar noon in Kostanaj on average occurs in 13.46)

Climate

Sharply continental, with hot dry summers and cold winters with little snow. Average July temperature: +20,9 °C (Maximum +42,5 C), January: -14,5 °C (Minimum -49,7 C); characterized by sharp temperature changes during the day; the average wind speed is 3.2 m/s, predominantly southern direction in the winter and North in summer. Precipitation on average per year: 300-350 mm, the most precipitation falls in the summer. The average annual humidity is 71 %. The vegetation period is about 170 days.

Transport

International airport. Flights from Jul 11, 2010 conduct of the airline — the national carrier "air Astana", "SCAT", "Irtysh Air" and "Transaero" (Russian Federation), "Belavia" (Belarus), International Luftverk Hamburg (Germany). By air from Kostanay can be reached in many large cities of the CIS countries and abroad, as well as in all Kazakhstan cities.

Railway station. Transportation is carried out in Astana, Almaty, Karaganda, Arkalyk, and also in Moscow and St. Petersburg. Also there are commuter trains in Novoishimskiy, Zhitikara, Troitsk. 90 km from the city is a major railway interchange — the station Tobol.

Bus. Transportation services are provided on a huge number of regional, national and international lines. The city has a large number of bus routes.

Educational institutions

Kostanay State University named after A. Baitursynov

Kostanay State Pedagogical Institute 

Kostanay  social-technical university named after Z. Aldamzhar 

Kostanay engineering and pedagogical University  named after M. Dulatova 

Kostanay academy of the Ministry of internal Affairs  of Republic of Kazakhstan 

Kostanay branch of Chelyabinsk State University 

Kostanay social-technical colledge 

Kostanay College of road transportКостанайский медицинский колледж

Kostanay pedagogical College

Kostanay Polytechnic College

Kostanay construction College

Kostanay humanitarian College

Kostanay economic College of Kazpotrebsoyuz

Kostanay industrial-pedagogical College

Kostanay College of social education

Attractions

A. Baitursynov square with the monument to A. Baitursynov

Square Proclinical of the same sculptural ensemble

The Monument To Amangeldy Imanov

The Monument To A. S. Pushkin

Museum

Museum Of Altynsarin

Bust I. Altynsarina

Bust L. Taran

The house of the merchant Loretz

The main mosque to them. Of Ishan Maral

Constantine and Helen Cathedral in the city of Kostanaj Ural Diocese of the Russian Orthodox Church

Victory Park: a memorial to the victims of the great Patriotic War

The Monument To V. I. Lenin (Ulyanov)

Monument to victims of repression;

Monument to victims of local conflicts

Monument to victims of radiation accidents

"Hit the wall" where Kolchak were shot by red army soldiers Bust of Twice hero of the Soviet Union I. F. Pavlov

Bust Of Twice Hero Of The Soviet Union L. I. The Trouble

Media

Today the newspaper "Kostanay Tay" first began to be published 25 June 1922 under the name "aul". 1991 published as "Kostanay day" with the release of the week three times circulation – 11050 copies. With a total circulation of over 82,000 copies a week the regional public-political newspaper "Kostanay news", 2 times per week newspaper of the regional center "Nash Kostanay", "Castanyada", the newspaper "Our newspaper". Electronic media: local — state television of Kazakhstan-Kostanay, broadcasting company "Alau" Republican — "1 channel Eurasia", "31 channel", "KTK", "NTK", "Kazakhstan", "Khabar", "El Arna", "Astana", "7 channel" and cable operators: Alma-TV. In addition to local radio "Alau" and radio "KN" broadcast 4 Republican radio (Autoradio-Kazakhstan, Tengri FM, NS, Retro FM, Russian radio).

History. Kostanay – fertile land

Kostanay – the ancient name. Kostanay is in the plans of the Governor's leadership of Orenburg and Turgai oblasts in 1870 was listed as the city of Urdaibai (Ordabay), in 1879, became the village of Kostanay (Kostanai), in 1893, the city of Novo-Nikolaevsk, in 1895 received the former name of Jinhua, in 1997, according to Kazakh transcription – Kostanay.

The name of the city must be sought in the mists of time. It is inextricably linked with the history of his native land. When the travelers moved along difficult roads from the Torgai to the Urals, which runs in the waterless steppes, they always stayed at kaige. In his book "the Singing of the dome" writer, Akseleu Seidimbekov said: "First of all, comes to mind the name of legendary truth-seeker Asan-Kaigy. Thant, the eldest the wife of Asan-Kaigy, rests on the top of Ulytau in the Eastern part of Torgai. Her grave monument is affectionately known as the "AK Mechet" (White mosque). I still remember the elders legend about two twin sisters – Tana and Tanay. In their honor and was created at the time the toponym Kostanay".

Auyl Kaigy is in Naurzum district. Local residents say that in the fourteenth century there lived Asan Kaigy, that in translation into Russian sounds as Asan sad. This philosopher of the desert, sage and traveler, traveled to sweem camel almost the entire Kazakhstan. All searched the land of happiness. Stopped in Naurzum reserve, seeing a beautiful place, rich pastures, hit the ground with a stick, and a scoring key, flowed the river Kaigy. Still value in those places the water. Wife of Asana, says the rumor, called Tana. Hence the name of the city of Kostanay. This is not a historical fact. But like any story it carries the wisdom of the people, the dream of a better life. In it the connection times. The legend passed down from generation to generation. And still name girls name Tana.

According to the pre-revolutionary Kazakh historians, Asan-Kaigy was one of the most influential dignitaries of the Golden Horde Khan Ulug-Mohammed. In recent years he was an adviser to the Ulug Muhammad, who became Governor of Kazan, and returned to Dasht-I-Kipchak after the death of his patron. The poet died a very old man in the land of Sary-ARKA – the Ulytau mountains.

In the legend of the legendary son of Asana and Tan Abat Batyr, the talking about the mountains Zhylandy and Kassel. They are on the territory of Naurzum district of Kostanay region. Not far from here to the famous people and village Kaigy. Kaigy is the nickname Asana sad. Nearby is the area of Abat bass. In Kazakh language it means the beginning of Abate or literally: the head of Abate.

A story about Abat Batyr was published in the book "Organ cauldron"("Dead copper"), (Almaty: publishing house "Zhalyn", 1985, compiled by candidate of Philology Koba of Sadhana). In the story the narrator proves that Abat's not afraid of anyone, no one is jealous, no one else is offended. This story – the continuation of philosophical ideas of his father – Asan-Kaigy.

Famous scientist Anuar Derbisalin in the book "Ibrai Altynsarin" writes: "the Ancestors of Ibray Altynsarin start your branch from the kind of Altibus the tribe of Kipchaks. In documents written in Russian, regarding Bulkogi found the name Uzun Kipchak. Here in both cases, there are no errors. Uzun initial link Altibase. The common table is as follows: From Kipchak continued descendants of Bultin, Uzun, Torah, Koldenen and Karabalyk. From Uzun Altimas, Altis. From Altibase Karaman, Karmas. From Karaman Tiney. From Tenea ... She Ganbold, Kundyz. From Mandisa Kobec. From Cabeca Aigul. From Aigul Janak. Janak From The Tastemir. From The Tastemir Zhanbyrshy. From Zhanbyrshy Kankara, Balcora. From Balcoy Of Altynsary, Cochin. From Altynsary Ibray. From Kosana Ospan, Omar. (Almaty: Izd. "Arda", 2005, p. 10)

It is in this book indicates that Balcora was born approx in the 80s H century, died in the spring of 1859, when he was 70 years old. Balgosa before his death, left a will to be buried near winter quarters, on the right Bank of the Tobol, at an elevated location. According to A. Derbisalin, Ibray to the first days of July (1859) finished constructed grandfather. According to Kazakh tradition Ibray Altynsarin with full honors buried in this cemetery, which is popularly called Acts (White grave) the area in honor of Ibrahim named Inspector's lake.

Journalist Kuanysh Ormanov in the book "Altyn Dala" (Coinpress, 2006, p. 66) cites a version of: "from time immemorial on the banks of the Tobol lived the descendants of the tribe Altibus Uzun Kipchak. One of the rulers of his Tiney was the third son Altibase. Have Altibase had five sons: Tabyn,Tiney, Karmis and Hafizulla. In turn, this tenea ... she had three sons: Satay, Sanay and Kundyz. Kundyz was the great-great-great-grandfather Ibray Altynsarin (Tiney – Kundyz – Kobec – Tastemir – Zhanbyrshy – Balcora – Altynsarin – Ibrahim). The senior sons tenea ... she Is Satay and Sanay was known in the neighborhood of the batyrs who defended the native land. According to legend, brothers, and belonged to this land. The people since then say the land of the two warriors, the land of two brothers Teneev. Sounds like: the earth is KOs (i.e., two Kazakh) Teneev. Over time, say, KOs Tiney turned to Kostanay. Also seems to be true, right?" The author does not mention the names of ancestors Altynsarin between Comecom and Tastemir. But, it is undisputed that the city settlement of Kipchak.

 People's writer of Kazakhstan Mariyam Khakimzhanova in one of his trips once pointed out a building of people's Bank, and said that this place used to be a cemetery, where are buried two girls-twins. The first settlers in this place found the grandmother, who mourned the deceased from the lives of their grandchildren. When asked: "what is this place?" she cried bitter tears and repeated the words: "As tha Nam-ow!" After a while near the grave was built the White mosque. We should not forget that the Kazakhs their children lovingly called a foal, lamb, camel, I. etc. Tana – jewelry that girls usually wear on the jackets, so as not jinxed baby. It cannot be denied that grandmother can name their Pets and this word. Poets of Fariza Ungarsynova and Serik Turgunbekov built his poetic works dedicated to Kostanay earth, on these versions. "Every time I come to town, I'm happy The people remembered the names of the two girls," wrote Serik Turgunbekov.

 If you believe the poetic sense, that among the people of the more prevalent is this version about the two twin girls.

 ________________ Akylbek Shayakhmet

 

send email

Официальный Интернет-ресурс Акимата города Костанай
Статистика блога
148
Записей
2213
Обращений
81912
Посетителей
Областные Управления
(финансируемые из местного бюджета)

История города

О городе

Костанай (каз. Қостанай; с 1878 до 1905 года Николаевск, до 17 июня 1997 года Кустана́й) — город в Казахстане, административный центр Костанайской области. 17 июня 1997 года Указом Президента Казахстана транскрипция названия города Кустанай на русском языке была изменена на город Костанай, а Кустанайской области — на Костанайскую область.

Современное официальное название города — Костанай. Город расположен в степной зоне на севере Тургайского плато на реке Тобол, в 571 км к северо-западу от Астаны (по трассе 770 км).

Часовой пояс

Астрономическое время с 2004 года Костанайской области стало использоваться время Астаны, которое соответствует часовому поясу UTC+6 по международному стандарту времени, что отличается от поясного времени на + 2 часа (астрономический полдень в Костанае в среднем наступает в 13.46)

Климат

Резко континентальный, с жарким сухим летом и холодной малоснежной зимой. Средняя температура июля: +20,9 °C (Максимальная +42,5 С), января: −14,5 °C (Минимальная −49,7 С); характерны резкие перепады температур в течение дня; средняя скорость ветра — 3,2 м/с, преимущественно южного направления — зимой, и северного направления — летом. Осадки в среднем в год: 300—350 мм, максимум осадков приходится на летний период. Среднегодовая влажность воздуха — 71 %. Вегетационный период около 170 суток.

Транспорт

Международный аэропорт. Авиарейсы с 11 июля 2010 года осуществляют авиакомпании — национальные перевозчики «Эйр Астана», «SCAT», «Irtysh Air», а также «Трансаэро» (Российская Федерация), «Белавиа» (Белоруссия), Hamburg International Luftverk (Германия). Воздушным путём из Костаная можно добраться во многие крупные города  стран СНГ и ближнего зарубежья,   а также во все казахстанские города.

Железнодорожный вокзал. Перевозки осуществляются в Астану, Алматы, Караганду, Аркалык, а также в Москву и Санкт-Петербург. Также курсируют пригородные поезда в Новоишимскую, Житикару, Троицк. В 90 км от города — крупная железнодорожная развязка — станция Тобол.

Автовокзал. Перевозки осуществляются по огромному числу как областных, республиканских, так и международных линий. В городе действует большое количество автобусных маршрутов.

Учебные заведения

Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова

Костанайский государственный педагогический институт

Костанайский социально-технический университет им. академика З. Алдамжар

Костанайский инженерно-педагогический университет им. М. Дулатова

Костанайская академия Министерства внутренних дел Республики Казахстан

Костанайский филиал Челябинского Государственного Университета

Костанайский социально-технический колледж

Костанайский колледж автомобильного транспорта

Костанайский медицинский колледж

Костанайский педагогический колледж

Костанайский политехнический колледж

Костанайский строительный колледж

Костанайский гуманитарный колледж

Костанайский экономический колледж Казпотребсоюза

Костанайский индустриально-педагогический колледж

Костанайский колледж социального образования

Достопримечательности

Площадь А. Байтурсынова с памятником А. Байтурсынову

Площадь Первоцелиников с одноимённым скульптурным ансамблем

Памятник Амангельды Иманову

Памятник А. С. Пушкину

Краеведческий музей

Музей Алтынсарина

Бюст И. Алтынсарину

Бюст  Л. Тарану

Дом купца Лорец

Главная мечеть им. Марала Ишана

Константино-Еленинский  Собор города Костаная Уральской Епархии Русской  Православной  Церкви

Парк победы: Мемориал памяти жертв Великой Отечественной Войны

Памятник В. И. Ленину (Ульянову)

Памятник жертвам репрессий;

Памятник жертвам локальных конфликтов

Памятник жертвам радиационных катастроф

«Расстрельная стена» у которой колчаковцы расстреливали красноармейцев Бюст Дважды Герою Советского Союза И. Ф. Павлову

Бюст Дважды Герою Советского Союза Л. И. Беда

СМИ

Сегодняшняя газета «Қостанай таңы» впервые начала издаваться 25 июня 1922 года под названием «Ауыл». С 1991 года издается как «Қостанай таңы» с выпуском в неделю три раза тиражом – 11050 экземпляров. Общим тиражом свыше 82 000 экземпляров в неделю выходит региональное общественно-политическое издание газета «Костанайские новости», 2 раза в неделю газета областного центра «Наш Костанай», «КостанайАгро», газета «Наша газета». Электронные СМИ: местные — государственное телевидение Казахстан-Костанай, телерадиокомпания «Алау», республиканские — «1 канал — Евразия», «31 канал», «КТК», «НТК», «Казахстан», «Хабар», «Ел арна», «Астана», «7 канал», а также кабельные операторы: Алма-тв. Помимо местных радиостанций «Алау» и радио «КН» вещают 4 республиканских радиоканала (Авторадио-Казахстан, Тенгри-FM, NS, Ретро FM, Русское радио).

История. Костанай – благодатная земля

Костанай – древнее название. Костанай в планах губернаторского руководства Оренбургской и Тургайской областей в 1870 году значился как город Урдабай (Ордабай), в 1879 стал поселением Кустанай (Костанай), в 1893 – городом Ново-Николаевском, в 1895 получил прежнее название Кустанай, с 1997 года, согласно казахской транскрипции – Костанай.

Название города надо искать в глубине веков. Оно неразрывно связано с  историей родной земли. Когда путники двигались по трудным дорогам от Торгая до Урала, пролегавшим в безводных степях, они всегда останавливались в Кайгы. В своей книге «Поющие купола»  писатель Акселеу Сейдимбеков отмечал: «Прежде всего, приходит на память имя легендарного правдоискателя Асана-кайгы. Тана, старшая жена Асана-кайгы,  покоится на вершине Улытау в восточной части Торгая. Ее могильный памятник любовно зовут в народе «Ак мешит» (Белая мечеть). До сих пор помнят аксакалы легенду о двух сестрах-близнецах – Тана и Танай. В их честь и был создан в свое время топоним Костанай».

Ауыл Кайгы находится в Наурзумском районе. Местные жители утверждают, что там в че­тырнадцатом веке жил Асан Кайгы, – что в переводе на русский звучит как Асан печальный. Этот философ степи, мудрец и путешест­венник, объехал на свеем верблюде чуть ли не весь Казахстан. Все искал землю счастья. Остановился в Наурзуме, увидев прекрасное место, богатые пастбища, уда­рил оземь посохом, и забил ключ, потекла речка Кайгы. До сих пор ценят в тех мес­тах воду. Жену Аса­на, как говорит мол­ва, звали Тана. Отсюда и название города Костаная. Это не исторический факт. Но как всякое сказание, и это несет в себе мудрость народа, мечту о лучшей жизни. В нем – связь вре­мен. Легенда передается из поколения в поколение. И до сих пор нарекают дево­чек именем Тана.

По данным дореволюционных казахских историков, Асан-кайгы был одним из самых влиятельных сановников хана Золотой орды Улуг-Мухамеда. В последние годы он был советником Улуг Мухамеда, ставшего правителем Казани, и вновь вернулся в Дешти-Кипчак после смерти своего покровителя. Поэт умер глубоким стариком на земле Сары-Арки – в горах Улытау.

В легенде о легендарном сыне Асана и Таны Абат батыре речь идет о горах Жыланды и Кызбел. Они находятся на территории нынешнего Наурзумского района Костанайской области. Недалеко отсюда раположена и аул Кайгы. Кайгы – прозвище Асана-печального. Рядом находится  местность Абат басы. На казахском языке она означает начало Абата  или дословно: голова Абата.

Рассказ об Абат батыре был опубликован в книге «Олген казан»(«Умерший котел»), (Алматы: изд «Жалын», 1985 г, составитель кандидат филологических наук Кобей Сейдаханов). В этой легенде рассказчик доказывает, что Абат никого не боится, никого не ревнует, ни на кого не обижается. Этот сюжет – продолжение философских идей его отца – Асана-кайгы.

Асан-Кайгы – Асан-Печальный,

Доверив нару путь судьбы,

Который год в дороге дальней!

И не упомнить, может быть.

О, степь кыпчакская, приволье,

Какой простор долин и рек!

А сердце полнится той болью,

Что не изменится в век.

Там пики гор твоих высоких,

Здесь край в ковыльной седине –

На юге, западе, востоке

Ни мира нет, ни счастья нет.

Твоих детей в полон уводят,

Селенья грабят, топчут, жгут –

Все сносит, будто в половодье,

И сеет смерть, как  страшный джут,

Теперь ты знаешь изначально –

Всю степь прошли твои пути,

Асан-Кайгы – Асан-Печальный,

Земли счастливой не найти.

И где гора Кызбел поднялась,

Ударил посохом Асан –

Там побежала людям в радость

Река сквозь тающий туман…

Земля священная, Невзгоды:

С какой ни шли бы стороны,

Твоя душа – душа народа

Хранит преданья старины.

Той речки нет давно  в помине

И как те дни не далеки.

В полях пшеничных на равнине

Раскинулся аул Кайгы.

За кумысом, за дастарханом –

Да не скудеет век рука! –

Вам здесь расскажут про Асана

И землю ту, что он искал.

Что сын его – заступник сирых

Здесь отдыхает. Вон гора

Абат басы. Абат батыра

За дымкой видится с утра.

А сколько девушек красивых

В степях приветливых моих

Назвали именем счастливым

В честь прародительницы их.

Где я все свои  годы прожил,

Там аксакалы говорят,

Что парой дорогих сережек

Назвали девочек близнят.

И завершая нить рассказа,

Напомню, кос: Тана –Танай.

Наверно, им он и обязан

Своим названьем: Костанай

Эта поэтическая версия изложена на русском языке в переводе  Евгения Букина.

Известный ученый Ануар Дербисалин в книге «Ибрай Алтынсарин» пишет: «Предки Ибрая Алтынсарина начинают свою ветвь с рода Алтыбас племени кыпчаков. В документах, написанных на русском языке, касающихся Балкожы встречается и название Узун кыпчак. Здесь в обоих вариантах ошибок нет. Узун – начальное звено Алтыбаса. Общая таблица такова: От Кыпчака  продолжение потомков – Бултын, Узун, Торы, Колденен и Карабалык.  От Узуна Алтыбас, Алтыс. От Алтыбаса Караман, Кармас. От Карамана Тиней. От Тинея Жанболды, Кундыз. От Кундыза Кобек. От Кобека Ажигул. От Ажигула Жанак. От Жанака Тастемир. От Тастемира Жанбиршы. От Жанбиршы Канкожа, Балкожа. От Балкожы  Алтынсары, Кошан. От Алтынсары Ибрай. От Кошана Оспан, Омар. (Алматы: изд. «Арда», 2005 г, 10 стр.)

Он в этой книге указывает, что Балкожа родился приблизительно в 80-ые годы ХҮІІІ века, скончался весной 1859 года, когда ему было 70 лет. Балгожа перед смертью  оставляет завещание, чтобы его похоронили около зимовья, на правом берегу Тобола, на возвышенной местности. По словам А.Дербисалина, Ибрай до первых дней июля (1859) закончил надмогильное сооружение дедушки. Согласно казахской традиции Ибрая Алтынсарина  со всеми почестями похоронили на этом кладбище, которую в народе называли Актам (Белая могила)  Эта местность в честь Ибрая  названа Инспекторским озером.

Журналист Куаныш Орманов в книге «Алтын дала» (Казинпресс, 2006 г, 66 стр.) приводит и такую версию: «Издревле на берегу Тобола жили потомки рода Алтыбас племени Узун Кыпчак. Одним из правителей его был Тиней – третий сын Алтыбаса. У Алтыбаса было пятеро сыновей: Табын,Тиней, Кармыс и Хафизолла. В свою очередь, у этого Тинея были три сына: Сатай, Санай и Кундыз. Кундыз был пра-пра-прадедом Ибрая Алтынсарина (Тиней – Кундыз – Кобек – Тастемир – Жанбыршы – Балкожа – Алтынсары – Ибрай).  А старшие сыновья Тинея – Сатай и Санай были известными во всей округе батырами, защищавшими родной край. По преданию, им, братьям, и принадлежала эта земля. В народе с тех пор говорят: земля двух батыров, земля двух братьев – Тинеев.  Звучит так: земля кос (т.е. двух по-казахски) Тинеев. Со временем, говорят, кос Тиней превратилось в Костанай. Тоже похоже на правду, так ведь?» Автор не упоминает имена предков Алтынсарина между Кобеком и Тастемиром. Но, бесспорно, что Костанай был поселением кипчаков.

Народная писательница Казахстана Мариям Хакимжанова  в одной из поездок однажды указала на здание Народного банка, и сказала, что на этом месте раньше было кладбище, где покоятся две девушки-близнецы. Первые переселенцы именно в этом месте застали бабушку, которая оплакивала рано ушедших из жизни своих внучат. Когда ее спросили: «как называется эта местность?», она плакала горькими слезами, и повторяла слова: «Қос танам-ай!» Через некоторое время рядом с  могилой была построена Белая мечеть. Не следует забывать, что казахи своих детей любовно называли жеребенком, ягненком, верблюжонком, и. т.д.

Тана – украшение, которое обычно носят девочки на камзолах, чтобы не сглазили ребенка. Нельзя отрицать, что бабушки могут называть своих любимцев и этим словом.

Поэты Фариза Унгарсынова и Серик Тургунбеков построили свой поэтические произведения, посвященные Костанайской земле, именно на этих версиях.

«Каждый раз приезжая в город, я рад,

Запомнил народ имена двух девчат» – писал Серик Тургунбеков.

Если верить поэтическому чутью, то среди народа  больше распространена именно эта версия о двух близнецах-девчатах.

________________

Ақылбек Шаяхмет


Отправить письмом
E-mail